Формула-1. Главные события - на главную

Хайнц-Харальд Френцен: второй немец

Новоявленный пилот "Заубера" вполне может сказать: "На месте Михаэля Шумахера должен был оказаться я". И будет прав на все 100 процентов.

Сложно охарактеризовать немца по выступлениям в Формуле-1. Он не стал великим, но и не провалился. Попал в чемпионскую команду - и не оправдал надежд. Оказался в команде-середняке, одержал несколько побед - и через год был уволен.

А ведь были времена, когда именно Френцена называли главной надеждой Германии. Когда после гонки его ждала Коринна, тогда ещё не носившая фамилию Шумахер. Когда в тройке пилотов "Мерседеса" Хайнц-Харальд был ведущим. Всё это было, однако логического продолжения в виде триумфа в Формуле-1 не получило.

Френцен дебютировал в "Больших призах" только в 1994-ом году, когда ему по старой памяти помог "Мерседес". Что же задержало немца в младших Формулах? Хайнц-Харальд совершил ошибку, придя в Формулу-3000. Не показав в ней на первых порах ничего удивительного, Френцен был вынужден перебираться в Японию. И только неплохие выступления в местной Ф-3000 обратили на него внимание менеджеров Ф-1.

Сначала Френцен провёл тесты в "Тирреле", а затем заключил контракт с "Заубером", в те времена пользовавшемся поддержкой "Мерседеса". Хайнц-Харальд закрепился в команде и в первый же сезон принёс ей 7 очков.

В сезоне-95 Френцен и вовсе стал первым пилотом и главной надеждой Петера Заубера - дело в том, что партнёр Ханси (так прозвали немца) постоянно менялся - это было связано с несколькими попытками вернуться в гонки после страшной аварии Карла Вендлингера.

В то время как Карл пытался восстановить свои навыки, Френцен приносил результат. А в Монце он даже поднялся на подиум, воспользовавшись аварией Шумахера и Хилла и проблемами обеих "Феррари".

Годом позже Хайнц-Харальд продолжал стабильно собирать урожай очков, но постепенно начал понимать, что с "Заубером" шансов подняться на вершину у него нет. И поэтому когда Френк Уильямс в очередной раз предложил Френцену место в своей команде, немец согласился.

После проблем в первых гонках Ханси праздновал успех в Сан-Марино, где впервые выиграл гонку. Однако на остальных этапах немец выступал нестабильно, так и не записав на свой счёт больше ни одной победы. Несмотря на это, после дисквалификации Михаэля Френцен стал официальным вице-чемпионом мира-97.

Изменения в техническом регламенте в сезоне-98 вкупе с уходом Эдриана Ньюи больно ударили по "Уильямсу" - за весь год гонщики не одержали ни одной победы, и их вины в этом не было. При этом Френцен проиграл чемпиону Вильнёву всего четыре очка. Однако команда приняла решение контракт с Хайнцем-Харальдом не продлевать, предпочтя ему Ральфа Шумахера.

Френцена же пригласил к себе Эдди Джордан. И их союз в сезоне-99 позволил ирландской конюшне совершить качественный скачок вперёд и стать третьей в Кубке Конструкторов. Ну а немец одержал три победы и за три этапа до финиша имел неплохие шансы на завоевание чемпионского титула - от пары Хаккинен-Ирвайн его отделяло всего 10 очков. Более того, по ходу гран-при Европы пилот "Джордана" шёл первым, в то время как два лидера находились далеко за пределами первой шестёрки. Однако в самый неподходящий момент Френцена подвела техника, и шансы на титул из практических превратились в теоретические.

А в следующем году о победах пришлось забыть вовсе. После резвого старта немец вместе с командой начали уходить в тень. И что самое неприятное для Френцена, его новый партнёр Трулли постепенно начал обгонять Хайнца-Харальда в гонках. Тем не менее, в позициях немца внутри команды никто не сомневался.

Однако и в следующем сезоне Трулли нет-нет, да и опережал Френцена. И после гран-при Великобритании, на котором несмотря на высокие позиции на старте пилоты "Джордана" остались без очков, Эдди Джордан сначала отстранил немца от тестов, а потом и вовсе уволил.

Правда, без работы Хайнц-Харальд не остался, уже в Венгрии сев за руль "Проста". Однако новая машина не позволяла бороться за очки. В Бельгии Френцен наперекор судьбе занял четвёртое место в дождевой квалификации, однако на прогревочном круге его "Прост" заглох, лишив своего пилота шансов на хороший результат.

Несмотря на это, немец рассчитывал пилотировать "Прост" и в следующем году. Однако команда была объявлена банкротом, и менеджерам Френцена в спешном порядке пришлось искать альтернативные варианты. В итоге, ради немца хозяин "Эрроуза" Том Уолкиншоу уволил Йоса Ферстаппена.

И Френцен доказал, что шотландец не напрасно обрёк себя на новые судебные разбирательства. В первой половине сезона, когда "Эрроуз" ещё исправно участвовал в гонках, немец дважды занял шестое место, что иначе как подвигом не назовёшь. Благодаря таким результатам после разорения "Эрроуза" к Френцену проявляли внимание несколько команд, и в итоге он оказался в "Заубере".

При этом ждать межсезонья для возвращения за руль Ханси не пришлось. Сначала во Франции он чуть не занял место попавшего в аварию Физикеллу, а в США Френцен на одну гонку заменил получившего штраф Филипе Массу. Правда, в том гран-при Хайнц-Харальд никак себя не проявил.

В этом межсезонье Френцен неплохо проявил себя на тестах, ни в чём не уступив Хайдфельду. Новый "Заубер" выглядит надёжной и достаточно быстрой машиной, а значит, у "второго немца", который 18 мая отметит свой 36-ой день рожденья, ещё будет возможность подняться на подиум, на котором последний раз он был аж на гран-при США-2000.

[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]
Формула-1. Главные события - на главную