Формула-1. Главные события - на главную

История команды "Феррари"

Команда "Феррари": 143 победы, 148 поул-позишн, лучшее место в чемпионате: 1 (1961, 1964, 1975-77, 1979, 1982, 1983, 1999-2001), лучшее место пилота: 1 (А. Аскари, 1952-53, Х.-М. Фанхио, 1956, М. Хоторн, 1958, Ф. Хилл, 1961, Д. Сертиз, 1964, Н. Лауда, 1975, 1977, Д. Шектер, 1979, М. Шумахер,2000-02), в сезоне 2001 заняла 1-ое место.

Сезон-2002 напоминает триумфальный марш "Феррари". Побиты почти все казавшиеся вечными рекорды, а Михаэль Шумахер третий год подряд становится чемпионом мира, и конца преимуществу итальянской команды не намечается, наоборот, с каждым годом отрыв от соперников только возрастает. Казалось бы, триумф "Феррари" на смене веков - идеальный исход для команды, в начале 90-ых окончательно скатившейся с вершины. Но вот таким ли представлялась "эпоха "Феррари" основателю команды - Энцо Феррари?

Машины и пилоты

За всю свою жизнь Феррари всего один раз увидел в пилоте своей команды нечто большое, чем просто часть механизма, без которого его любимые болиды не сдвинутся с места. Думаю, имя этого гонщика каждый из вас отгадает с первой попытки. Речь, естественно, пойдёт об Жиле Вильнёве. Но, как известно, исключение только подтверждает правило - и больше любимчиков у Энцо Феррари не было. Итальянец всю свою жизнь ставил свои машины выше гонщиков, считая, что пилот его команды должен быть просто горд предоставленным ему правом.

Альберто Аскари принёс первый титул "Феррари" в 1952-ом году

Вполне вероятно, что взгляды основателя команды вполне подошли бы как раз для сегодняшней Формулы-1, в которой от пилота зависит не так уж и много - правильная компьютерная программа окажется более весомым аргументом для соперников. Так что в определённой мере Энцо в своих взглядах был прав. Вот только если бы он дожил до начала 90-ых, то возможно всё-таки изменил им - без гонщика экстра-класса "Феррари" из своеобразного кювета вряд ли выбралась бы. Таким образом, историю команды можно разделить на три периода - период Энцо Феррари, переходный период и период Михаэля Шумахера. Вот в таком порядке о них и пойдёт речь.

Удачный дебют

Энцо покинул "Альфа Ромео", чтобы спустя несколько лет вынудить её к уходу из Формулы-1. В те времена как раз-таки хороший пилот играл самую важную роль в команде, хотя и сама машина тоже могла либо позволить гонщику бороться за лидерство, либо такой возможности ему не предоставить. В 1952-53-ем годах комбинация пилот-машина оказалась на высоте, и Альберто Аскари дважды подряд стал чемпионом мира, при этом установив рекорд, не покорившийся и Михаэлю Шумахеру - Альберто выиграл девять раз подряд. Это, кстати, говорит и о по тем временам совершенной конструкции машины.

В 1961-ом году Вольфанг фон Трипс должен был стать чемпионом мира, а вместо этого погиб в Монце

С 1954 по 1957 года в Формуле-1 царствовал Хуан-Мануэль Фанхио, причём побеждал аргентинец вне зависимости от того, в какой команде выступал. Однажды он выиграл титул и для "Феррари". В 1958-ом году аргентинский Маэстро сошёл со сцены, дав возможность побеждать другим пилотам. И сезон-58 стал последним, в котором "Феррари" имела преимущество перед английскими командами, властвовавшими первой Формулой в начале 60-ых. Впрочем, итальянская команда и в это время продолжала завоёвывать титулы: в 1958-ом это сделал Майк Хоторн, в 1961-ом Филл Хилл завоевал чемпионский титул после аварии, в которой погиб его главный конкурент и товарищ по команде Вольфанг Фон Трипс. Ну и перед перерывом длиной в 11-ть лет первым стал Джон Сертиз.

Первый "чёрный период"

Затем удача отвернулась от итальянской команды. Свою роль сыграл и тот факт, что в 1962-ом году Энцо Феррари разогнал свой конструкторский штат, а пришедшие на освободившиеся места сотрудники далеко не сразу смогли уловить тенденции тех лет, главной из которых являлся кузов типа "монокок". Не удавалось итальянцам создать и двигатель, который мог бы посоперничать с "Форд Косворт DFV". Возможно, им бы удалось догнать американцев быстрее, но Энцо ничего не хотел слышать о 8-цилиндровых моторах - только 12 цилиндров, ни больше, ни меньше!

Ники Лауда вернул чемпионскую корону в "Феррари" в 1975-ом году

В общем, следующую победу в чемпионате пилот итальянской команды отпраздновал только в 1975-ом году. Завершить эпоху неудач удалось Ники Лауде, два раза (в 1975-ом и 77-ом годах) завоевавшим титул. В 1976-ом он не смог этого сделать только из-за чудовищной аварии на знаменитой "северной петле" Нюрбургринга, в которой чудом остался жив. Так или иначе, но в конце 70-х годов "Феррари" вновь вернулась наверх.

Эпоха граунд-эффекта

В 1978-ом году Лауда ушёл в "Бребхем", но на его место не менее классные гонщики - Джоди Шектер и Жиль Вильнёв. В сезоне-78 победа не досталась им, потому что в Формуле-1 царствовал чудо-Лотус под управлением Марио Андретти, но стоило "Феррари" построить шасси с "граунд-эффектом", как Шектер и Вильнёв оказались вне конкуренции. В 1979-ом году Джоди сумел опередить Жиля в общем зачёте благодаря более стабильным финишам.

Джоди Шектер стал последним пилотом, принесшим "Феррари" титул перед перерывом в 20-ть лет

1980-81-ые года сложились для "Феррари" не столь удачно. Английские инженеры лучше понимали, как заставить машины "прижиматься" к земле, благодаря чему имели явное преимущество в скорости над итальянскими машинами. К тому же, Энцо решил, что турбо-моторы принесут команде куда больше дивидендов и перебросил большую часть работников именно на разработку нового движка. Таким образом, команда вновь теряла конкурентоспособность из-за своей нерасторопности.

Английский мотив

Тут Энцо резонно решил: раз в Ф-1 первую роль играют англичане, то в команду надо пригласить конструктора с Туманного Альбиона. Таким образом, машины к 1982-ому и 83-ему годам готовил Харви Постлтуэйт. Болиды действительно получились очень быстрыми, и команде удалось завоевать два Кубка Кострукторов. Но вот только приносили они команде одни несчастья. В 1982-ом году судьба титула должны была решаться в очном споре пилотов "Феррари" Жиля Вильнёва и Дьдье Пирони, но канадец погиб в Зандворте, а француз сломал обе ноги несколькими неделями спустя в Германии. В результате, титул ушёл к Росбергу.

Жиль Вильнёв погиб в погоне за титулом в 1982-ом году в Зандворте

В следующем году дела складывались не так удачно. Пришедшие в команду Тамбэ и Арну не могли конкурировать с Пике и Простом и довольствовались местными успехами, в итоге и позволившими "Феррари" выиграть в зачёте команд. Виновником в техническом отставании от "Брэбхема" и "Рено" признали Постлтуэйта, к тому же, в Италии его безосновательно считали виновным в авариях Вильнёва и Пирони. В итоге, англичанину пришлось искать новое место работы.

Неудачи продолжаются

Но никакой выгоды от увольнения англичанина "Феррари" не получила, напротив, команда постепенно сдавала, теряя позицию за позицией. Лидеры впереди постепенно сменялись, а вот "Феррари" топталась на месте, лишь изредка одерживая победы. О чемпионских кубках пришлось забыть. А тут ещё умер и Энцо Феррари, словно не вынесший поражения 1988-ого года от "Макларена". Через две недели после его смерти пилоты "Феррари" почтили память Комментадоре дублем в Италии.

Ален Прост так и не завоевал чемпионства для "Феррари"

Со смертью основателя потеряли свою силу и былые традиции вроде предпочтения машин пилотам и прочего. Ставший руководителем команды Чезаре Фьорио для борьбы с "Маклареном" и Сенной пригласил в команду Алана Проста - кто, если не трёхкратный чемпион мира способен вернуть чемпионскую корону в Маранелло? Не вернул. Если в 1990-ом году всё решилось в последней гонке, когда Сенна явно выбил Проста, то в 1991-ом году с "Феррари" перестали считаться, новым конкурентом "Макларена" стал "Уильямс", а итальянская конюшня окончательно попала в кризис.

Свежая кровь

Исправлять положение поручили Луке ди Монтемеземоло, в 1975-ом году уже приложившим руку к чемпионству Лауды. Первое время Лука набирал людей, способных возродить команду. Для начала он пригласил в команду Жана Тодта, которому и поручил спортивное руководство. Первая попытка оказалась неудачной. Совсем недавно строивший чемпионские "Макларены" Джон Барнард так и не смог построить машину, которая смогла бы позволить Герхарду Бергеру и Жану Алези добиваться нечто большего, чем одна победа и один поул в сезоне.

Для возвращения на вершину нужны были новые люди. И тут Тодт рассудил абсолютно верно: естественно, что лучшими являются те, кто выигрывают. А в те времена в Ф-1 первую скрипку играл "Бенеттон". И сначала двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер, а через год и конструкторы Росс Браун и Рори Берн перешли "Феррари", чтобы доказать: легенда продолжается. Правда, 1996-ой год не сильно отличался от предыдущих сезонов, впрочем, на отдельных этапах Михаэль всё-таки добивался успеха, благодаря чему "Феррари" смогла вернуться на второе место в Кубке Конструкторов.

Проклятье последних гонок

Михаэль Шумахер дважды останавливался в шаге от титула

На следующий год Шумахер включился в борьбу за титул, и перед последним этапом даже опережал Жака Вильнёва из "Уильямса" на одно очко. В предвкушении долгожданного триумфа команда пригласила на последний этап в Херес чемпионов прежних лет и много других знаменитостей. Но победа ушла к Вильнёву, оставив "Феррари" с носом. К тому же, Михаэля дисквалифицировали за столкновение с канадцем и лишили второго места. Хотя вряд ли немец сильно огорчился по этому поводу.

Не получилось у Михаэля выиграть титул и годом позже. "Уильямс" ушёл в тень, но на его место встал "Макларен" с Микой Хаккиненом, в итоге по справедливости обыгравшим Шумахера. Надо признать, что только благодаря собственному мастерству Михаэль отложил решение главного вопроса до последнего гран-при. Но чуда не произошло: чемпионом стал Хаккинен. В следующем сезоне на пути "Феррари" вновь стала авария: в Великобритании сломал ногу Шумахер. Впрочем, его вполне достойно сменил Эдди Ирвайн, перед последним этапом стараниями Мики Сало, вернувшегося в строй Михаэля, да и своими собственными, выигрывал у Хаккинена четыре очка. Но и тут финн в итоге взял верх.

Новая эра?

И всё-таки, в 2000-ом году Шумахер принёс "Феррари" первый за 21 год титул, на этот раз обыграв Хаккинена в Японии. Надо отметить, что, пожалуй, впервые в руках немца была техника, не уступавшая соперникам. Да и сам Михаэль не подкачал, хотя после неудачной середины чемпионата показалось, что титул вновь уплывёт от "Феррари".

"Феррари" наконец-то первая! Гран-при Малайзии-2000

Как оказалось, дубль в 2000-ом году был только началом. Началом настоящего триумфа Михаэля и "Феррари". В 2001-ом году немец оформил за собой титул уже в Венгрии, а годом позже выиграл и вовсе неприлично рано - во Франции, тем самым установив суперрекорд, который ещё долго не будет побит. Разве что сам Михаэль сможет сделать это в следующем году.

Чемпион в июле - это что-то новенькое для Формулы-1. Столь тотального преимущества в Формуле-1 ни у кого не было очень давно. И, думается, останавливаться на достигнутом и вновь уступать пальму первенства соперникам итальянцы не намерены - по крайней мере до конца 2004-ого года - до такого срока заключены контракты с командой у всех её главных действующих лиц.

Как знать, может быть мы присутствуем при начале новой эры, "эры "Феррари". Думаю, даже поклонникам итальянской команды подобный исход не доставит бурю положительных эмоций, но вот только Монтемеземоло и компанию это мало волнует - новых "чёрных периодов" они переживать явно не намерены!

Обсудить в форуме

Последнее обновление страницы 04.02.2003 22:51

 Рейтинг TopSport Rambler's Top100 Rambler's Top100

Наверх

На главную

Конференция

Форум

Гостевая книга

Ссылки

Обновления

Календарь Ф-1

О сайте

Поиск на сайте:

Прогноз погоды на Гран-при Австралии-2009: Погода в Мельбурне

Наши партнёры:
Чемпионат.ру

Мой баннер:

Формула-1. Главные события - на главную