Формула-1. Главные события - на главную

История команды "Прост"

Команда "Прост": 0 побед, 0 поул-позишн, лучшее место в чемпионате: 6 (1997), лучшее место пилота: 10 (О. Панис, 1997), в сезоне 2001 заняла 9-ое место.

Итак, команда "Прост" ликвидирована, её имущество распродано. Алан продолжал надеяться принять участие в сезоне-2002, вот только был ли в этом смысл? Ведь после первого успешного года французы начали опускаться на дно, и предпосылок к возвращению наверх не было никаких. Даже Жан Алези смирился с этим и покинул команду. То же сделал и Педро-Пауло Диниц. А как всё начиналось!

Начиналось всё действительно отменно. Алан Прост купил команду в начале 1997-ого года. Интересно, что основатель конюшни Ги Лижье отчаянно сопротивлялся продаже, на которую его вынудило правительство Франции и желавший избавиться от акций команды Флавио Бриаторе. Такое впечатление, что что бывший регбист Лижье предчувствовал незавидную судьбу нового французского проекта...

Итак, начнём. В первой части 1997-ого года Оливье Панис был стабильно третьим после Михаэля Шумахера и Жака Вильнёва, показывал быструю и стабильную езду, постоянно приезжал на подиумы... И даже после аварии француза в Канаде "Прост" очки набирать не перестал. Пришедший из "Минарди" Ярно Трулли уверенно заменил сломавшего ногу Оливье, набрал несколько очков и даже пролидировал полгонки в Австрии. Чем и заслужил себе место на следующий год вместо протеже "Мюген-Хонды" Шинджи Накано.

Последняя победа французской команды ещё под именем "Лижье". Оливье Панис. Гран-при Монако-96

С "Мюгеном", кстати, Прост тут же и расстался, предпочтя более быстрые (на тот момент) и, что тоже очень важный фактор, именно французские моторы "Пежо". Тут Профессор совершил первую ошибку: "Пежо" на достигнутом к тому времени остановилось и его новые моторы ни надёжностью, ни скоростью не отличались.

Впрочем, и само шасси 1998-ого года не было чем-то выдающимся. А одно очко команда отхватила в Бельгии, где после нескольких аварий других пилотов Ярно Трулли зацепился за шестое место. Панис же не смог похвастать и этим. После возвращения в гонки француз не смог преодолеть психологический барьер, возникший после аварии. Из-за чего спустя год его и "попросили" из команды. Как оказалось позже, это также был нелучший выбор Алана Проста.

Оливье, кстати, напоследок чуть не хлопнул дверью, покрасовавшись некоторое время на третьем месте в Японии. Но из-за очередного отказа мотора гонку не закончил. А вот в целом сезон-99 выглядел лучше предыдущего: и очков набралось целых девять, и на подиум один раз Ярно Трулли поднялся. Случилось это на гран-при Люксембурга-99. Вот только такой успех вновь был связан не со скоростью машины, а с проблемами других команд и менявшимся погодным условиями. В остальных же гонках на счету французской команды оказалось только три очка...

Чемпионат-2000 должен был стать переломным: приход в команду опытного Алези, амбициозного Хайдфельда, миллионов от "Yahoo!!!" и новый мотор "Пежо" должны были подействовать. Но не тут-то было. Гонщики боролись только между собой, результатом чего стали два столкновения и ноль очков в общем зачёте, поисковый сервер после первого года сотрудничества разочаровался и ушёл.

Последнее лидирование в гонке. Ярно Трулли. Гран-при Австрии-97

Ушло и "Пежо". После последних мучительных лет мотористы смогли понять, что в Формуле-1 им делать нечего и вернулись в ралли. Ну а что же их новый мотор? Во-первых, в срок его сделать не успели, во-вторых, часть задуманного в нём не удалось воплотить, а в-третьих, движок вновь представлял из себя заурядного представителя "старого поколения" двигателей.

Да, надо ещё сказать о конструкторах. Кто только не делал шасси команды. И гений Джон Барнард, и только что выведший "Стюарт" в люди Алан Дженкинс, и доморощенный талант Лойик Бигуа... А толку не было. Слабым получилось и шасси 2001-ого года. И тут уж на мотор ничего свалить было нельзя - на деньги "Acer" (чувствуется тяга к компьютерам) был куплен прошлогодний движок "Феррари".

Но только если "Заубер" с ним занял почётное четвёртое место, то "Прост" вновь прозябал среди аутсайдеров. Ближе к концу года команда начала разваливаться. Алези несмотря на несколько очков перебрался в "Джордан". Заменивший Маццаканне Бурти попал в две серьёзные аварии, после чего ушёл в тестеры "Феррари". Выгнанный из "Джордана" Френцен сейчас посматривает в сторону "Эрроуза".

Пришедший недавно в команду Педро-Пауло Диниц повздорил с Простом, предложив за все акции команды один доллар, и, получив отказ, также оставил конюшню. Как сейчас оказалось, Профессор мог и согласиться на предложение бразильца. Глядишь - и избежала бы "национальная французская команда" банкротства и всеобщего позора.

Последняя гонка в истории. Хайнц-Харальд Френцен. Гран-при Японии-01

Ну вот мы и подошли к последним месяцам команды. Вскоре после окончания сезона, а точнее, 23 Ноября, команда была объявлена банкротом. Для продолжения существования требовалось 50 миллионов долларов, большая часть которых ушла бы на оплату долгов. Алан Прост искал деньги два месяца, но найти так и не смог. Всё имущество команды пошло с молотка для выплаты денег кредиторам.

Маленькое заключение. Формула-1 знает немало примеров удачного управления собственными командами бывших гонщиков Формулы-1. За примерам далеко ходить не надо - вспомните Брюса Макларена и Джэка Брэбхэма. Вся проблема в том, что они создавали свои конюшни в 60-ых-70-ых годах. Четырёхкратный чемпион мира взялся за дело в конце 90-ых. Но Формула за это время поменялась до неузнаваемости. Спонсорские бюджеты выросли в десятки раз, затраты, соответственно, тоже. Для руководства командой нужны опытные бизнесмены и менеджеры. Таким, к примеру, оказался другой чемпион мира Джеки Стюарт, тридцать лет проработавший в "Форде". А вот Алан подобными качествами не обладал. Вот и не смог он воплотить в реальность мечту о великой французской команде, которая сейчас более успешно реализуется "Рено".

Такое впечатление, что Прост рассчитывал, что победы сами приплывут к нему в руки, а первый успешный сезон только укрепил в нём такую уверенность. Из этого можно вывести, что француз в душе является мечтателем, не могущим реально оценивать дела. Но такой тип людей мог хоть как-то существовать в Формуле-1 лет 40 назад, сейчас же им в "Гран-при" не место.

Прост всё время думал, что под его имя в команду будет приходить огромное число спонсоров, что в его команду жаждут перейти абсолютно все самые лучшие механики и пилоты. Открылась реальность перед одним из самых титулованных пилотов слишком поздно. И дело тут не в окружавших Проста "не тех людях", дело в самом Алане. Вот когда он поймёт это и сумеет сделать надлежащие выводы, тогда и можно будет говорить о возвращении Профессора в "Большой Цирк" в качестве владельца команды. Пока же Просту надо бы подучиться на курсах по финансовому делу. Такова уж суровая реальность.

Обсудить в форуме

Последнее обновление страницы 04.02.2003 22:50

 Рейтинг TopSport Rambler's Top100 Rambler's Top100

Наверх

На главную

Конференция

Форум

Гостевая книга

Ссылки

Обновления

Календарь Ф-1

О сайте

Поиск на сайте:

Прогноз погоды на Гран-при Австралии-2009: Погода в Мельбурне

Наши партнёры:
Чемпионат.ру

Мой баннер:

Формула-1. Главные события - на главную