Статьи:

Последние

2003-ий год:

Гонку за спонсором выиграли. И толку?

"Почти уговорили Хаккинена вернуться"

Гран-при Москвы. Попытка номер...

Сезон-2003 в свете новых правил

Болид Ф-1 проехал по российской земле

Средний класс

Шины раздора

Московский Автосалон-2003
Фото

Уравнение со многими неизвестными

"Минарди" - имя нарицательное

Кубок Наций: Бразилия

Кубок Наций: Германия

Кубок Наций: США и Канада

Кубок Наций: Франция

Кубок Наций: Великобритания

Кубок Наций: Италия

"Газпром" разводится с "Минарди"

Гран-при МТС
Фото

ФИА уточняет правила

Прогноз-2003

Рон и Фрэнк против

ЮКОС поддерживает наших в GT

Формула-1 будет экономить

Сезон-2002: самое интересное

Как вернуться в прошлое?

Архив

Кубок Наций: Великобритания

В отличие от серии КАРТ, в "Формуле-1" не проводится подсчет очков стран-представительниц. Тем не менее, национальный фактор немаловажен для Королевы Автоспорта. 5 десятилетий раскрашены в цвета флагов Великобритании, Франции, Италии, Германии и многих других. Именно о неофициальном Кубке Наций и лучших из лучших автогонщиков своих стран пойдет речь в данной серии статей.

Часть 2. Великобритания

Даже сейчас, по прошествии трех десятков лет со времен британского диктата, мы воспринимаем Британию как законодательницу мод в автоспорте. Пожалуй, только в футболе авторитет Туманного Альбиона более непререкаем.

В эпоху динозавров (то есть в тридцатые годы прошлого века) англичане, как называют всех жителей Островов, не были сильной составляющей автоспорта. Ситуация начала меняться после Второй Мировой войны. В первых чемпионатах Британию представляли ветераны, наиболее удачливым из которых был Рег Парнелл. Но до поры до времени их ровесники из Италии и Аргентины выступали более успешно. В тоже время на небольших по площади островах зародилось множество команд, которые вскоре (абзаца через два) дадут бой красным итальянским машинам.

Вначале, все же, были успехи пилотов. На смену Уайтхеду и Парнеллу пришли Мосс и Хоторн. И если Хоторн выступал за "Феррари", то Стирлинг Мосс упорно пытался добиться побед за рулем британской машины. На Гран При Франции 1953 года в Реймс-Жуо Майк Хоторн добыл первую из почти двух сотен побед для Великобритании. На следующий год Мосс, осознавший, что пока английские машины неконкурентоспособны, в качестве пилота "Мерседеса" стал вице-чемпионом, уступив партнеру по команде, а по совместительству великому чемпиону Фанхио. Потом еще три года подряд Мосс оставался вторым по итогам года, а следом три года - третьим. Особенно примечателен сезон 1958 года, когда спор за титул вели Хоторн и Мосс. Только невиданный благородный поступок Мосса, который я не буду здесь описывать в виду его общеизвестности (возможно, это и не так, но тогда читатель, скорее всего, нажал не на ту ссылку), лишил Стирлинга звания Чемпиона мира.

Уже тогда к этой паре пилотов присоединился целый ряд выдающихся пилотов - Брукс, Коллинз и Льюис-Эванс. Изобретатели бокса нокаутом выиграли чемпионат - первые 5 мест. А если учесть, что тот же Мосс выступал за рулем "Вэнуолла" и "Купера", то становится понятно, в какой временной отрезок сложилась легендарная слава британского автоспорта.

В отличие от тех же итальянцев на смену одному поколению сразу же пришло другое, не менее (если не более) талантливое. Разные по стилю вождения, характеру, но одинаковые по результату Грэм Хилл, Джим Кларк, Джон Сертиз и Джеки Стюарт выступали в одно время. Каждый из этого квартета достоин отдельной статьи, а еще точнее - книги. Упомяну лишь о том, что фейерверк великолепных гонок ни идет ни в какое сравнение с нынешним чемпионатом железных дорог, который мы имеем несчастье лицезреть слишком уж часто. Да и общее количество британцев было велико: примерно половина участников чемпионата. Окончательно набрали силу и английские команды: хоть "Вэнуолл" и прекратил существование, но появились "БРМ", великий как Эверест "Лотос", не говоря уж о "частниках", лучшей из которых была "конюшня" Роба Уокера.

Не всегда, однако, британцы праздновали триумф. Вредный Джек Брэбэм стал трехкратным чемпионом мира, выходцы с островов с другого полушария новозеландцы Хьюльм и МакЛарен также составляли достойную конкуренцию, как и никогда не выступающий на хорошем автомобиле калифорниец Герни. Тем не менее, общее доминирование англичан (если считать таковыми и шотландцев Кларка и Стюарта) было несомненно.

Но все рано или поздно проходит. Прошла и золотая эра британского автоспорта (многие считают, что и автоспорта вообще). Погиб Кларк, ушел из "Лотоса" Грэм Хилл, закончил карьеру Сертиз. Дольше всех на высоком уровне оставался Стюарт. Ему пришлось принять натиск новой, бразильской, волны. Но после сезона 1973 ушел и он. Гетин, Хэйлвуд не были равноценной заменой. Казалось, что побеждать для Британии осталось командам "Лотос", "МакЛарен" и "Брэбэм" (последние две, основанные новозеландцем и австралийцем соответственно, по сути и месту базирования были британскими). Но преждевременно было говорить "застой". В 1976 году очередной британец на британском "МакЛарене" Джеймс Хант стал Чемпионом мира. А вот потом и наступил застой…

Нет, хорошие пилоты не перевелись на земле английской. Но они, во-первых, были уже не столь многочисленны, во-вторых, они были людьми, а не небожителями, подобно "шестидесятникам". Лучшим представителем островитян был Джон Уотсон, который имел шансы выиграть безумный сезон 1982 года. По-настоящему надежды британцев возродились с началом карьеры Найджела Мэнселла. Большой Найдж из тех людей, которые никого не оставляют равнодушным. Многие боготворили его за отважную борьбу на трассе и красивые обгоны. Многие ненавидели его за высокомерие, капризность, а инженеры добавляли в список обвинений неумение работать с техникой.

Тем не менее, именно на плечи Мэнселла свалилась ответственность за возрождение былых традиций. Ни один раз Найдж останавливался в шаге от цели. В 1986-1987 годах ему помешали отношения с напарником по "Уильямсу" Нельсоном Пике, которые были далеки от понятий "мир" и "любовь". Пока француз Прост и бразилец Сенна побеждали за рулем "МакЛарена", Мэнселл штурмовал вершины в цветах "Уильямса", "Феррари", снова "Уильямса". В 1992 году, спустя 16 лет после победы Ханта, Найджел выиграл чемпионат за явным преимуществом. После чего, руководство "Уильямса" указало ему на дверь…

Казалось, что Великобританию ждет очередная эра прозябаний: Херберт, Уорвик, "однофамильцы" Брандл и Бланделл не выглядели претендентами на победы. И сын Грэма Хилла Дэймон, на первый взгляд, был одним из них. Но очень вскоре скептики умолкли - Дэймон после двух обидных осечек стал Чемпионом. Да и соотечественники появились достойные: Култхард и "клон" Ханта по имени Ирвайн.

Оба они, став из многообещающих юниоров ветеранами, хоть и не пропали в водовороте истории, но ограничились вице-чемпионскими званиями. Теперь надежды возлагаются на Дженсона Баттона. И нет сомнений, что рано или поздно очередной соотечественник короля Артура и Джима Кларка заберется на высшую ступень подиума с кличем "Правь, Британия!".

Статистика:

За период с 1950 года и по настоящее время (до Гран При Монако-2003) британцы набрали 4026,28 очка, одержали 190 побед, 178 поул-позиций, 181 быстрейших круга в гонке (все - лучшие результаты среди всех стран).
Всего на старт Гран При выходило 146 британцев, 17 из которых побеждали в гонках, 8 стали чемпионами мира (Майк Хоторн в 1958; Грэм Хилл в 1962 и 1968; Джим Кларк в 1963 и 1965; Джон Сертиз в 1964; Джеки Стюарт в 1969;1971 и 1973; Джеймс Хант в 1976; Найджел Мэнселл в 1992 и Дэймон Хилл в 1996).
Рекордсменом по количеству побед для своей страны является Найджел Мэнселл - 31.
Больше всех очков набрал также Найджел Мэнселл - 482.
Больше всех поул-позиций у Джима Кларка - 33.
Больше всех быстрейших кругов в гонке снова у Мэнселла - 30.

Великобритания 24 раз набирала больше всех очков в чемпионатах мира (1956-1960; 1962-1969; 1971-1973; 1976; 1992; 1994-1999).

Автор: Изверг Ааз

Обсудить в форуме

Последнее обновление страницы 23.07.2003 17:11

 Рейтинг TopSport Rambler's Top100 Rambler's Top100

Наверх

На главную

Конференция

Форум

Гостевая книга

Ссылки

Обновления

Календарь Ф-1

О сайте

Поиск на сайте:

Прогноз погоды на Гран-при Австралии-2009: Погода в Мельбурне

Наши партнёры:
Чемпионат.ру

Мой баннер: