Статьи:

Последние

2003-ий год:

Гонку за спонсором выиграли. И толку?

"Почти уговорили Хаккинена вернуться"

Гран-при Москвы. Попытка номер...

Сезон-2003 в свете новых правил

Болид Ф-1 проехал по российской земле

Средний класс

Шины раздора

Московский Автосалон-2003
Фото

Уравнение со многими неизвестными

"Минарди" - имя нарицательное

Кубок Наций: Бразилия

Кубок Наций: Германия

Кубок Наций: США и Канада

Кубок Наций: Франция

Кубок Наций: Великобритания

Кубок Наций: Италия

"Газпром" разводится с "Минарди"

Гран-при МТС
Фото

ФИА уточняет правила

Прогноз-2003

Рон и Фрэнк против

ЮКОС поддерживает наших в GT

Формула-1 будет экономить

Сезон-2002: самое интересное

Как вернуться в прошлое?

Архив

Кубок Наций: США и Канада

В отличие от серии КАРТ, в "Формуле-1" не проводится подсчет очков стран-представительниц. Тем не менее, национальный фактор немаловажен для Королевы Автоспорта. 5 десятилетий раскрашены в цвета флагов Великобритании, Франции, Италии, Германии и многих других. Именно о неофициальном Кубке Наций и лучших из лучших автогонщиков своих стран пойдет речь в данной серии статей.

Часть 4. США и Канада

В данной части я объединил североамериканцев по двум причинам: во-первых, американцы и канадцы попадали в "Формулу-1" схожими (чтобы не сказать идентичными) путями, а во-вторых - в выступлениях обеих стран нередки огромные временные пробелы.

Первую половину двадцатого века американцы пренебрегали Старым Светом, предпочитая гонки на овалах в серии AAA/USAC. А вот европейцы, наоборот, регулярно наведывались в США. И не только в Индианаполис - итальянец Дарио Реста выиграл серию ААА в 1916 году.

В период 1950-1960 годов уже тогда легендарная гонка Инди-500 была включена в зачет чемпионата мира "Формулы-1". Но европейцы не тратились на трансатлантические перелеты, а североамериканцев мало интересовал тот факт, что они участвуют в европейском чемпионате. Показательно, что в настоящее время участники Инди-500 того десятилетия, как и сама гонка, отмечаются в справочниках "в примечаниях к примечаниям".

Единичные представители США выступали все же и на европейских этапах "Ф-1". Но особыми успехами до поры не блистали. Выделить можно Гарри Скелла и Мастена Грегори. В 1958 году американцы даже заняли второе место в неофициальном Кубке Наций, но произошло это потому, что доминирующие британские автогонщики делали борьбу в этом Кубке действительно виртуальной (британцы набрали 150 очков против 23 у США). Через год США снова были второй страной после Великобритании. Но, на сей раз, борьба была более равной. Произошло это благодаря появлению таких пилотов как Фил Хилл и Дэн Герни (оба в тот год, кстати, выступали на "Феррари"). Через год появился еще один примечательный американец - Ричи Гинтер, а Фил Хилл одержал первую победу для США.

В 1961 американцев ждал триумф. "Феррари" создали очень сильный болид, и соперников у Хилла и фон Трипса практически не было. В борьбе напарников победил Хилл. Произошло это, однако, после трагической смерти фон Трипса в Монце. В том же году в "Формуле" дебютировал первый канадец. Но если Канада только открывала для себя Европу, то американцы уже не выглядели незваными гостями. Количество представителей звездно-полосатого флага было значительно, хоть и не все смогли удержаться на столь высоком уровне. Одним из тех, кто пытался повторить успех Фила Хилла был небезызвестный ныне Роджер Пенске. Стоит ли удивляться, что в 1961 американцы в первый (и последний) раз завоевали Кубок Наций.

Отдельно следует сказать о Дэне Герни. Калифорниец никогда не пилотировал по настоящему хорошую машину, очень много времени и сил отдал собственной команде - "Игл" - но его талант и скорость были видны всем. Герни составлял серьезную конкуренцию Кларку и Грэму Хиллу, с которыми был очень дружен. Достаточно сказать, что в 1963-1965 годах Герни в качестве пилота "Брэбэма" по итогам года (все 3 сезона) оказывался на позиции выше, чем основатель команды, сам Джек Брэбэм. После сезона 1965 Дэн ушел из команды, а на следующий сезон Брэбэм завоевал свой третий титул…

После успеха 1961 года США регулярно занимали второе место в Кубке Наций после британцев. Сошел со сцены Хилл, который покинул "Феррари", а вскоре и автогонки. Герни боролся с мельницами в "Игл", а Гинтер был хорошим автогонщиком, но не более того. На конец 60-х приходится дебют в "Формуле-1" великого американского пилота - Марио Андретти. Многократный победитель серии USAC долгое время делил силы между двумя автогоночными чемпионатами. Иначе, он включился бы в борьбу за титул значительно раньше. Дебют Андретти планировал на исторической родине - в Италии - но был исключен из числа участников, а на следующем этапе (примечательно, что это был Гран При США) стартовал с поул-позиции. В гонке, правда, сошел.

Все-таки, распыление сил Андретти не шло на пользу Штатам, как участникам Кубка Наций. Лучшим американцем в "Ф-1" стал Питер Ревсон. Только через 10 лет после своего дебюта Андретти стал Чемпионом Мира за рулем "Лотоса". В тот же год Канада набрала первые очки и одержала первую победу. Удалось это благодаря усилиям Жиля Вильнева. Про него много говорили и писали и всегда фразы заканчивались восклицательными знаками. Стиль пилотирования Вильнева просто не оставлял другого выхода. На рубеже десятилетий (70-80-е) очень часто можно было наблюдать "Феррари" под 27-м номером, которая, теряя аэродинамическую оснастку, колеса, вылетая на траву и возвращаясь обратно в гонку, участвовала в борьбе за место на подиуме. Вильнев стал вице-чемпионом в 1979 и мог стать первым канадским чемпионом в 1982, но погиб во время квалификации в Зольдере. Трагедии предшествовала ссора с другом и напарником Дидье Пирони.

Со смертью Вильнева североамериканцы потеряли позиции в Большом Цирке. Андретти завершил карьеру, смены из-за океана не поступало (если не считать таковой американца Эдди Чивера, который вовсе не поражал воображение своими выступлениями).

В 1993 году произошло знаменательное событие - напарником Сенны по "МакЛарену" стал сын Марио Андретти Майкл (вообще в автогонках отметилось несколько пилотов под фамилией Андретти - сыновей Супер Марио). Но популярный в серии "Индикар", Андретти-младший не смог приблизиться к успеху отца в "Ф-1". Это сполна удалось сыну Жиля Вильнева - Жаку. Вильнев-младший дебютировал в "Уильямсе" в 1996 году в ранге чемпиона "Индикара". Он завоевал поул в дебютном Гран При, а первый сезон закончил в ранге вице-чемпиона. Уступил Жак лишь опытному напарнику по команде Дэймону Хиллу (также сыну великого гонщика).

Второй сезон Жак выиграл. Казалось, что канадец может повторить триумф, но уход из "Уильямса" в почти собственный "БАР" был ошибкой. Вильнев проводил лучшие спортивные годы в команде-аутсайдере.

Кроме него североамериканцев в "Формуле-1" больше нет, хотя в той же серии CART выступает много соотечественников Жака. Однако они торопятся перебираться за океан, боясь фиаско Майкла Андретти.

Статистика США:

За период с 1950 года и по настоящее время (до Гран При Монако-2003) американцы набрали 732 очка (седьмой результат), одержали 22 победы (десятое место), 28 поул-позиций (девятое место), 25 быстрейших круга в гонке (9-10 места).
Всего на старт Гран При выходило 47 американцев, 5 из которых побеждали в гонках, 2 стали чемпионами мира (Фил Хилл в 1961 и Марио Андретти в 1978).
Рекордсменом по количеству побед для своей страны является Марио Андретти - 12.
Больше всех очков также Марио Андретти - 180.
Больше всех поул-позиций у Марио Андретти - 18.
Больше всех быстрейших кругов в гонке снова у Андретти-страшего - 10.

США 1 раз набирали больше всех очков в чемпионатах мира (1961).

Статистика Канады:

За период с 1961 года и по настоящее время (до Гран При Монако-2003) канадцы набрали 323 очка (четырнадцатый результат), одержали 17 побед (одиннадцатое место), 15 поул-позиций (11-12-е место), 17 быстрейших круга в гонке (двенадцатое место).
Всего на старт Гран При выходило 11 канадцев, 2 из которых побеждали в гонках, 1 стал чемпионом мира (Жак Вильнев в 1997).
Рекордсменом по количеству побед для своей страны является Жак Вильнев - 11.
Ему принадлежат и остальные рекорды:
Больше всех очков- 216.
Больше всех поул-позиций- 13.
Больше всех быстрейших кругов в гонке- 9.

Лучшее место Канады в Кубке Наций 2-е (в 1996-1997 годах).

Автор: Изверг Ааз

Обсудить в форуме

Последнее обновление страницы 23.07.2003 17:11

 Рейтинг TopSport Rambler's Top100 Rambler's Top100

Наверх

На главную

Конференция

Форум

Гостевая книга

Ссылки

Обновления

Календарь Ф-1

О сайте

Поиск на сайте:

Прогноз погоды на Гран-при Австралии-2009: Погода в Мельбурне

Наши партнёры:
Чемпионат.ру

Мой баннер: